Практически на любом предприятии, при оснащении его системой контроля доступа для сотрудников, возникает задача контролировать и доступ транспорта. Кроме промышленных предприятий такой же контроль необходим для доступа на закрытую территорию жилых комплексов и коттеджных посёлков. Вообще говоря, словосочетание “автотранспортная проходная” – это какой-то оксюморон. “Проходная” – это там, где проходят, а транспорт, как известно не проходит, а проезжает. Но говорить “проездная” тоже не принято, поэтому пусть уж будет, как есть. Ну так вот – вариантов организации автотранспортной проходной несколько:
- Обычные считыватели
- Считыватели увеличенной дальности
- GSM-устройства
- Распознавание номеров
- Радиоканальные пульты
- Считыватели дальней идентификации
Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их подробнее.
Обычные считыватели
Используются те же считыватели, что устанавливаются на двери и турникеты. Обязательное дополнительное требование – погодозащищённость. Считыватель устанавливается на стойку или стену или кронштейн. При проезде водителю нужно либо подъехать поближе и протянуть руку из окна автомобиля, чтобы обеспечить допустимое расстояние считывания, либо выйти из автомобиля.
Для грузовиков обеспечить считывание не выходя из автомобиля не получится.
Подойдёт любой погодозащищённый считыватель совместимый с контроллером имеющейся СКУД. Выбор огромен, поэтому приводить конкретные модели не вижу смысла.
Как правило, такие считыватели устанавливаются на специальные стойки.
Считыватели увеличенной дальности
Это тоже считыватель обычных карт и брелков, но благодаря увеличенным размерам антенны обеспечивающий бОльшую дальность считывания – 50-120 см. Исходя из опыта могу сказать, что реальная дальность считывания находится в районе нижнего предела. На дальность влияет ещё и сам корпус автомобиля – при тестировании пешеходом карта считывается с бОльшего расстояния, чем, если подносить карту протянув руку из окна автомобиля.
Для увеличения дальности можно использовать специальные карты с увеличенной антенной.
По той же причине можно смонтировать второй аналогичный считыватель повыше и обеспечить считывание идентификаторов, не выходя наружу, и для водителей грузовиков.
Дальность считывания ~50 см. не сказать, что комфортная – уже лучше, но всё равно маловато.
IronLogic Matrix V
Стоимость составляет 21500 ₽. Заявленная дальность считывания – до 50 см., причём максимально возможная дальность достигается при использовании карт с повышенной дальностью считывания IronLogic IL-05ELR. При использовании обычных карт будет поменьше – 20-30 см.


В считыватель встроен ещё и радиоканальный приёмник, принимающий сигналы от радиобрелков IronLogic IL-102 на расстоянии до 10 м. Отличие от обычных радиобрелков состоит в том, что каждый из них имеет уникальный идентификатор, который и передаётся в СКУД.
PERCo-IR10
Стоимость составляет 46 361 ₽. Заявленная дальность считывания обычных карт – до 70 см., а карт с повышенной дальностью считывания IL-05ELR – до 100 см. Реально примерно так и получается, но только если подходить к считывателю пешком. Но это ведь считыватель для автомобилей и, как уже было сказано выше, при считывании из окна автомобиля, дальность снижается.


GSM-устройства
GSM-реле
Наверное самое доступное для понимания решение, к тому же не требующее никаких отдельных идентификаторов. В устройство вставляется SIM-карта и в память контроллера заносятся мобильные номера телефонов людей, которые имеют право проезда.
Позвонил – реле замкнулось на секунду – шлагбаум открылся. Просто и эффективно. Номера заносятся в память через программу для компьютера, либо посредством SMS. Поскольку при вызове соединения не происходит, то и деньги с баланса не тратятся, а расходуются только на ответные SMS при занесении новых номеров.
В своей практике используем ИПРо-Шлагбаум и ИПРо-Шлагбаум 2.0. Последний отличается от первого тем, что к нему можно привязывать ещё и радиоканальные пульты.
GSM-считыватель
Та же ситуация, что и с радиопультами – никакого контроля, а хотелось бы. Для этой цели служит GSM-считыватель – устройство, которое принимает вызов по сотовым сетям, а выдаёт код в формате Wiegand, который уже пригоден для использования в СКУД.
Пример такого устройства – SIM-Reader.
Само собой, что сам такой считыватель ничем управлять не может и одного его недостаточно. Нужен ещё контроллер СКУД, который будет принимать полученный номер-код и открывать или не открывать шлагбаум в зависимости от того, есть такой код в базе данных или нет.
Распознавание номеров
Распознавание государственных регистрационных знаков автомобилей – это, наверное, самое первое, что приходит на ум при необходимости организации контроля въезда/выезда.
Автомаршал
Большая часть объектов с распознаванием автомобильных номеров была сделала именно на Автомаршале. Где-то это было просто распознавание и сохранение, где-то с управлением шлагбаумом или воротами.
Функционал обширный, но каждая дополнительная функция предоставляется за отдельные деньги. В редких случаях даже то, что раньше было бесплатным, в новых версиях становится платным. Огромный минус – отсутствие нормальной видеозаписи.
Система неплохая, но лично у меня осталось ощущение постоянной беты. Выходят новые версии, но всё время оказывается, что что-то недоделано. Хотя это впечатление на момент плотной работы с системой, последний из которых был пару лет назад. Не исключено, что сейчас ситуация изменилась.
AutoTRASSIR
Сейчас при запросах систем распознавания предлагаю, в основном, AutoTRASSIR. Во-первых, это проще в плане подбора аппаратной платформы. Нужно только озвучить требуемые параметры – количество камер и скорость движения и пресейл-менеджеры подберут подходящий сервер. Сервер будет на собственной TRASSIR OS. Есть ещё один момент, почему надо выбирать именно такой сервер. В AutoTRASSIR существует несколько алгоритмов распознавания, но самая последняя разработка – нейросетевой алгоритм LPR5 доступен только на серверах c TRASSIR OS.
Радиоканальные пульты
Название говорит само за себя – для подачи сигнала на открывание используется пульт, работающий по радиоканалу. Это самый простой вариант, часто даже входящий в комплект поставки шлагбаума.
Примеры готовых комплектов:


Но обычные пульты можно использовать только если не нужен учёт, а без учёта какой смысл в контроле? Поэтому существуют приёмники, умеющие передавать в СКУД уникальный идентификатор пульта (брелка), который привязан к конкретному сотруднику. Таким образом и шлагбаум открывается и контроль осуществляется.
Примеры: IronLogic Matrix V и IronLogic Matrix VIII. Используются с пультами IronLogic IL-102.



Считыватели дальней идентификации
На мой взгляд, дальнобойные считыватели – это самое лучшее решение. Стоят недёшево, но обеспечивают максимальное удобство использования. Эти считыватели работают с идентификаторами формата UHF, которые могут быть представлены в виде наклеек на стекло, карт или меток.





Удобство заключается в том, что считывание происходит автоматически, при попадании идентификатора в зону действия считывателя, а зона действия – до 10 метров.
Светофоры
Светофор – не необходимая, но очень полезная вещь при организации автотранспортной проходной. Их установка позволяет регламентировать порядок проезда и избежать повреждения стрел шлагбаумов из-за невнимательности. Правда иногда приходится изобретать собственные схемы подключения светофоров, используя возможности контроллеров СКУД или устанавливая дополнительные устройства.
В основном продаём 2 модели: ИС-1/12 и ИС-1/24. Цена одна, отличаются только напряжением питания.